burckina_new (burckina_new) wrote,
burckina_new
burckina_new

Categories:

Гельмановщина 100 лет назад

Аркадий Аверченко пишет о посещении выставки т.н. совриска 4 апреля 1917 года:

— Хотите пойти на выставку нового искусства? — сказали мне.
— Хочу, — сказал я.

Пошли.

— Это вот и есть выставка нового искусства? — спросил я.
— Эта самая.
— Хорошая.

Услышав это слово, два молодых человека, долговязых, с прекрасной розовой сыпью на лице и изящными деревянными ложками в петлицах, подошли ко мне и жадно спросили:

— Серьезно, вам наша выставка нравится?
— Сказать вам откровенно?
— Да!
— Я в восторге.

Тут же я испытал невыразимо приятное ощущение прикосновения двух потных рук к моей руке и глубоко волнующее чувство от созерцания небольшого куска рогожи, на котором была нарисована пятиногая голубая свинья.

— Ваша свинья? — осведомился я.
— Моего товарища. Нравится?
— Чрезвычайно. В особенности, эта пятая нога. Она придает животному такой мужественный вид. A где глаз?
— Глаза нет.
— И верно. На кой черт, действительно, свинье глаз? Пятая нога есть — и довольно. Не правда ли?

Молодые люди, с чудесного тона розовой сыпью на лбу и щеках, недоверчиво поглядели на мое простодушное лицо, сразу же успокоились, и один из них спросил:

— Может, купите?
— Свинью? С удовольствием. Сколько стоить?
— Пятьдесят... — Было видно, что дальнейшее слово поставило левого молодого человека в затруднение, ибо он и сам не знал — чего пятьдесят: рублей или копеек? Однако, заглянув еще раз в мое благожелательное лицо, приободрился и смело сказал: — Пятьдесят ко... рублей. Даже, вернее — шестьдесят рублей.
— Недорого. Я думаю, если повесить в гостиной, в простенке, будет очень недурно.
— Серьезно, хотите повесить в гостиной? — удивился правый молодой человек.
— Да ведь картина же. Как же ее не повесить!
— Положим, верно. Действительно, картина. A хотите видеть мою картину: «Сумерки насущного»?
— Хочу.
— Пожалуйте. Она вот здесь висит. Видите ли, картина моего товарища «Свинья как таковая» написана в старой манере, красками; a я, видите ли, красок не признаю: краски связывают.
— Еще как, — подхватил я. Ничто так не связывает человека, как краски. Никакого от них толку, a связывают. Я знал одного человека, которого краски так связали, что он должен был в другой город переехать...
— То-есть, как?
— Да очень просто. Мильдяевым его звали. Где же ваша картина?
— A вот висит. Оригинально, не правда ли?

Нужно отдать справедливость юному маэстро с розовой сыпью — красок он избегнул самым положительным образом: на стене висел металлический черный поднос, посредине которого была прикреплена каким-то клейким веществом небольшая дохлая крыса. По бокам ее меланхолически красовались две конфектных бумажки и четыре обгорелых спички, расположенных очень приятного вида зигзагом
.

Марату Гельману привет!
Tags: искусство, февраль 1917 года
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo burckina_new december 25, 12:59 29
Buy for 60 tokens
Для начала хочу сообщить, что недавно сайт " Истмат" хотели сделать платным для желающих скачивать оттуда исторические документы и статистические материалы, но решили не идти на это шаг из-за соображений, что информация должна быть всем доступная и бесплатная. Это была хорошая новость, а…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments