Вот, что об этом вспоминает его современник С. Соболевский:
В многолетнюю мою приязнь с Пушкиным я часто слышал от него самого об этом происшествии; он любил рассказывать его в ответ на шутки, возбуждаемые его верою в разные приметы. Сверх того, он в моем присутствии не раз рассказывал об этом именно при тех лицах, которые были у гадальщицы при самом гадании, причем ссылался на них…
Предсказание было о том, во-первых, что он скоро получит деньги; во-вторых, что будет ему сделано неожиданное предложение; в-третьих, что он прославится и будет кумиром соотечественников; в-четвертых, что он дважды подвергнется ссылке; наконец, что он проживет долго, если на 37-м году возраста не случится с ним какой беды от белой лошади, или белой головы, или белого человека, которых и должен он опасаться.
Первое предсказание о письме с деньгами сбылось в тот же вечер. Пушкин, возвратясь домой, нашел совершенно неожиданное письмо от лицейского товарища, который извещал его о высылке карточного долга, забытого Пушкиным. Товарищ этот был Корсаков, вскоре потом умерший в Италии.
Такое быстрое исполнение первого предсказания сильно поразило Александра Сергеевича; не менее странно было для него и то, что несколько дней спустя в театре его подозвал к себе А.Ф.Орлов (генерал от кавалерии – Е.Ч.) и стал отговаривать от поступления в гусары, о чем прежде уже была у него речь с Н.Киселевым, а, напротив, предлагал служить в конной гвардии.
Вскоре после этого Пушкин был отправлен на юг (первая ссылка за вольнолюбивые стихи – Е.Ч.), а оттуда через 4 года в псковскую деревню (Михайловское – Е.Ч.), что и было вторичною ссылкой. Как же ему, человеку крайне впечатлительному, было не ожидать и не бояться конца предсказания, которое дотоле исполнялось с такой буквальною точностью?!»
Я как-то изъявил свое удивление Пушкину о том, что он отстранился от масонства, в которое был принят, и что он не принадлежал ни к какому тайному обществу.
«Это все-таки последствия предсказания о белой голове, - отвечал мне Пушкин. - Разве ты не знаешь, что все филантропические и гуманитарные тайные общества , даже и само масонство, получили от Адама Вейсхаупта («белая глава» в переводе с немецкого – Е.Ч.) направление, подозрительное и враждебное существующим государственным порядкам? Как же мне было приставать к ним?»
Что касается исполнения предсказания о смерти, то Пушкин погиб на 37-м году жизни на Черной речке от руки белокурого Дантеса, носившего белый мундир и ездившего на белой лошади.
Кто же был той роковой гадалкой? Она была немкой Шарлотта Кирхгоф, проживавшей в Санкт-Петербурге. Другое ее знаменитое предсказание касалось судьбы Грибоедова, которому она нагадала страшную смерть на чужбине.
Journal information