burckina_new (burckina_new) wrote,
burckina_new
burckina_new

Category:

О поправке Урланиса

При обсуждении и сравнении демографии РИ и СССР неизбежно возникает вопрос точности данных по оперативному учету рождаемости, смертности и приросту населения. Официальная статистика РИ охватывала только 50 европейских губерний, а потому по умолчанию не может быть точной, если говорить о всей территории РИ. Причем тут поправка Урланиса и о некоторых других важных моментах можно узнать в статье моего френда "Про сравнение несравнимого".

Как известно, сравнивать можно лишь сравнимое.

Что представляют собой данные о смертности в РИ? До революции 1917 г. гражданской регистрации вообще не было, статистика движения населения основывалась на регистрации религиозных обрядов (крещении, отпевании у христиан и соответствующих обрядов у представителей других конфессий) (с) АДХ*.

* АДХ -- это группа Андреева, Дарского, Харьковой, которая считается истиной в последней инстанции для всех антисоветчиков по вопросам демографии. (Прим. мое)

Поэтому сравнивать их нужно не с "доисчисленными", не с "пересчитанными" советскими показателями, ни тем более, c более поздними оценками ЦСУ или с "оценкой" АДХ (где предположение доказывается предположением: "мы сочли", потому что так "мы считаем". Чтобы выполнить поставленную задачу и завысить смертность, и чтобы цифры совпали с "откорректированными" переписями, АДХ также пришлось и завысить рождаемость, да так завысить, что рождаемость в конце 1920-ых "оказалась" выше, чем при царе-батюшке) и др. Не надо нам и корректировать данные на результаты переписи 1939 г., когда мы сравниваем их с дореволюционными данными. Никто дореволюционные данные ни на что не корректировал и не подгонял, как это делали с данными ЗАГСов после 1939 г. Никто независимых проверок не проводил.

Что такое данные советских ЗАГСов? При царе записью актов гражданского состояния занимались попы, а после революции -- специальные органы: "По окончании отчетного года, конъюнктурные данные дополнялись недостающими отчетами и досчитывались по тем областям и краям, где охват территории ЗАГСами был неполный. Делалось это либо путем экстраполяции данных по прилегающим районам, либо выборочным, либо экспедиционным методом. Разработка годовых отчетов растягивалась до конца следующего года, а зачастую заканчивалась и через год".

Т.е. в годовых отчетах ЗАГСов данные были «доисчислены» с поправкой на недоучет. Так, к данным по УССР за 1933 г. на основе экстраполяции было прибавлено 0,5 миллиона смертей. И эти данные вошли в годовой отчет.

В Российской империи даже этого никто не делал и экстраполяции не проводил. И логично, ибо вы нигде не найдете данных охвата регистрацией населения Империи. А охват был не полный, а недоучет большой.

Лишь как пример: "В последних изданных подробных обзорах движения населения в европейской части России за 1909—1910 гг., например, в Петербургской губернии с 20 старообрядческими и 4 сектантскими официально зарегистрированными общинами, не показано ни одного родившегося и умершего среди старообрядцев и сектантов. То же было в Ярославской (14 старообрядческих общин) и Курляндской (11 общин) губерниях. Крайне неполными и дефектными были также записи родившихся и умерших язычников, которые вела полиция. Так, за 44 года (1867—1910) полностью отсутствовали какие-либо сведения о родившихся и умерших в Калмыцкой степи Астраханской губернии, где (по переписи населения 1897 г.) проживало 121.880 буддистов (ламаитов)".

Кроме того, статистику вели не статистики, даже не бухгалтера, а попы, что сказывалось на точности.

Неудобство формы метрик для выборок, неподготовленность духовных лиц к производству сложных статистических работ, какими несомненно являются цифровые выборки из метрик, недостаток времени и господствующий взгляд на эти работы, как на излишнее бремя, приводить к тому, что производимые выборки всегда полны многочисленных ошибок и неточностей. Составленные духовенством ведомости доставляются затем в местные статистические комитеты, где и сводятся по городам и уездам.

При крайне недостаточном личном составе этих комитетов, образованных нередко из одного секретаря, и обилии ведомостей, годовое число которых по губернии нередко превышает тысячу, естественно, что и сводки, производимые комитетами, заключают немало погрешностей и ошибок. Наконец, и окончательная сводка, производимая Центральным Статистическим Комитетом, также является далеко не безупречной.

В некоторых губерниях и городах поэтому, с согласия духовного начальства, установлен порядок, по которому духовенство заносит каждый отдельный случай брака, рождения и смерти на карточки, которые затем пересылаются для обработки или в местные статистические комитеты, или же в городские статистические бюро (Петроград, Москва, Одесса) или в Земские санитарные бюро (Московская, Нижегородская губ.). Табличные данные в этих случаях духовенством уже не составляются.

Конечно, эта система, в принципе вполне целесообразная, может дать хорошие результаты только при самом тщательном контроле полноты получаемых карточек; с другой стороны, полнота сведений и при этой системе достигается только постольку, поскольку полны вообще данные метрических книг
.(с) Новосельский.

Таким образом, нет никаких оснований считать, что данные годовых отчетов ЗАГСов СССР менее точны, чем сводная статистика смертности по РИ. Скорее наоборот.

Расчетное население на 1939 г. по переписи 1926 г. и данным годовых отчетов ЗАГСов относительно прироста по итогу превысило перепись 1939 г. на 2658 тыс. человек. Но тут могут быть разные варианты: механическая убыль (миграция), сами точки отсчета -- переписи (например, если бы сделали поправку на недоучет в перепись не 1%, а 2%, что тоже предлагалось, то эта разница была бы еще меньше -- около полумиллиона), недоучет смертности. Однако, брать во внимание только последний вариант, и плюсовать эту разницу к 1933 г., или распылять на весь период, у нас нет оснований, да и главное, гадать не будем, нам это не нужно.

Итак, по РИ у нас есть данные по 50 европейским губерниям (данные МВД РИ). Но 50 губерний это не СССР. Даже не весь Европейский СССР. Если убрать 8 губерний, которые в состав СССР не вошли, то получится смертность примерно на 1 промилле больше.

Также мы знаем, что 50 губерниях Европейской России коэффициент смертности в 1913 г. был 27,4 промилле, однако, для 1913 г. коэффициент смертности в границах СССР до 17 сентября 1939 г. составлял 30,2, что было выше на 2,8 промилле, чем по 50 губерниям (в в послевоенных границах СССР для 1913 г. этот коэффициент составлял 29,1 промилле) [Б.Ц. Урланис, Проблемы народонаселения в русской марксистской мысли. М.: Наука, 1975. С. 25].

Сравнение смертности РИ и СССР по этим данным:

Данные ЗАГСов.

Поиграем с цифрами еще. Взглянем на смертность православного населения. Возьмем данные из регулярно публиковавшегося Всеподданнейшего отчета Обер-прокурора Святейшего синода по ведомству православного исповедания. Во-первых, что показывают данные Синода? Это статистика отпеваний. Во-вторых, чем отличаются данные Синода от данных МВД? А ничем. На самом деле данные одни, лишь по разному подсчитанные. Т.е. духовенство вело первичный учет, а после эти данные собирало МВД и Синод. Это первичные записи из метрических книг -- из одних и тех же книг.

Точно так же как нет разных "данных демографов" по СССР. Единственные данные это статистика естественного движения, регистрируемая. (Перепись лишь позволяет уточнить, но делать выводы о естественном движении населения на основе прироста, регистрируемого переписью невозможно, ибо, во-первых, рождаемость в 50 промилле и смертность в 40 промилле дают такой же прирост, как рождаемость в 20 и смертность в 10. Однако, смертность 10 промилле и смертность 40 промилле - не одно и то же).

Данные Синода:
год православных умерло на 1000
1888 г. 69693445 2550698 36,6
1889 г. 71080078 2939197 41,4
1890 г. 69350647 3011853 43,4
1891 г. 73553719 3045828 41,4
1892 г. 73888641 3564352 48,2
1893 г. 74467146 2922667 39,2
1894 г. 75959709 3013454 39,7
1895 г. 77319490 3157403 40,8
1896 г. 78849817 3078904 39
1897 г. 80055650 2977995 37,2
1898 г. 81004508 3113750 38,4
1899 г.
1900 г. 83739659 3069776 36,7
1901 г. 84668745 3193017 37,7
1902 г. 86259732 3243302 37,6
1903 г. 86308137 3126145 36,2
1904 г. 88022806 3180897 36,1
1905 г. 87893875 3427227 39
1906 г. 89131929 3353628 37,6
1907 г. 89986536 3269341 36,3
1908 г. 92112269 3424280 37,2
1909 г. 91926448 3648837 39,7
1910 г. 95367996 3954275 41,5
1911 г. 97218127 3448470 35,5
1912 г. 99166662 3406216 34,3
1913 г. 98534806 3488296 35,4

Собрал данные из Всеподданнейшего отчета Обер-прокурора Святейшего синода за разные годы и свел в табличку: смертность по епархиям:

Ссылка на данные в Экселе.

Коэффициенты смертности православного населения СССР по данным Синода:
По всей РИ в примерных границах СССР в примерных границах РСФСР
1888 г. 36,6 38,5 39,4
1889 г. 41,4 41,9 42,9
1890 г. 43,4 44,2 45,2
1891 г. 41,4 42,1 43,5
1892 г. 48,2 49,1 51,6
1893 г. 39,2 39,8 41,4
1894 г. 39,7 40,1 41,5
1895 г. 40,8 41,2 42,4
1896 г. 39 39,6 41,2
1897 г. 37,2 37,7 38,8
1898 г. 38,4 39,1 40,5
1899 г.
1900 г. 36,7 37,2 38,2
1901 г. 37,7 39,2 39,7
1902 г. 37,6 38,2 39,6
1903 г. 36,2 36,6 37,9
1904 г. 36,1 36,4 37,8
1905 г. 39 39,4 40,2
1906 г. 37,6 37,4 38,2
1907 г. 36,3 36,1 36,9
1908 г. 37,2 37,7 38,7
1909 г. 39,7 40,1 41,5
1910 г. 41,5 42,2 42,8
1911 г. 35,5 36 37,7
1912 г. 34,3 34,8 36,3
1913 г. 35,4 35,9 37,4

График по этим данным:

А вот что будет, если мы возьмем данные за промежуток 1900-1913 гг.

Линейный тренд: И тут даже если взять фантастические "оценки" АДХ, то картина не изменится.

Чем можно объяснить такую большую разницу между коэффициентами, полученными из данных МВД и из данных Синода по православному населению?

Академик Новосельский, долго возглавлявший медико-статистическую часть УГВИ в 1916 г. писал: "Статистика естественного движения населения в России находится в мало удовлетворительном состоянии. Лучше всего дело поставлено в 50 губерниях Европейской России и при том среди православного населения, в Азиатской же России, особенно среди нехристианских исповеданий, статистика естественного движения населения почти отсутствует, а имеющиеся данные представляют отрывочные, крайне неполные сведения".

Кроме неполноты данных среди т.н. нехристей, Новосельский отмечает недоучет смертности по христианским младенцам, которые если умирали до крещения или рождались мертвыми, то в официальную статистику не попадали в отличии от советской статистики:

"Церковные записи регистрируют собственно не факты рождения и смерти, а совершаемые церковные обряды (крещение, погребение). В связи с этим мертворожденные и умершие до крещения обычно не заносятся в число родившихся. Хотя в отношении мертворожденных духовенству многократно подтверждалось о необходимости их регистрировать и притом отдельно от родившихся живыми и умерших, но на практике регистрации мертворожденных в России почти не существует. В 1904 году, напр., получены отрывочные сведения из 33 губерний Европейской России, по которым в этих губерниях из общего числа 3.252.064 родившихся было 16.611 мертворожденных, т.е. 0,5%, — цифра совершенно неправдоподобная. С другой стороны, мертворожденные вероятно не попадают, по крайней мере у православных, и в числа родившихся живыми и умерших, т.к. над мертворожденными не совершается ни обряда крещения, ни церковного погребения. Что касается детей, умерших до крещения, то пропуски таковых в числе родившихся скорее всего встречаются у неправославных, чем у православных, т.к. у последних обычно, в связи с религиозными требованиями, торопятся с крещением слабых и болезненных детей, из боязни, чтобы они не умерли некрещеными".
Tags: АДХ, Россия до революции, демография, искажения статистики, смертность населения
Subscribe

Posts from This Journal “смертность населения” Tag

promo burckina_new december 25, 12:59 29
Buy for 60 tokens
Для начала хочу сообщить, что недавно сайт " Истмат" хотели сделать платным для желающих скачивать оттуда исторические документы и статистические материалы, но решили не идти на это шаг из-за соображений, что информация должна быть всем доступная и бесплатная. Это была хорошая новость, а…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →