burckina_new (burckina_new) wrote,
burckina_new
burckina_new

Categories:

Предвидение будущего от Георгии Данелия

Георгий Данелия является моим одним из самых любимых режиссеров, который кроме яркого таланта режиссера умел видеть и показывать в своих фильмах глубинную суть вещей и предвидеть будущее. Он, кстати, сам был сценаристом своих фильмов.

Примером глубинного видения им сути проблем общества я считаю его гениальный фильм "Афоня", который в доходчивой форме показал о такой масштабной проблеме развитого советского общества, как отрыв бывших селян, массово переехавших в города, от своих культурных корней со всеми вытекающими из этого проблемами: массовое бытовое пьянство, разложение, потеря жизненных ориентиров и прочее.

Разумным людям понятно, что эти проблемы были неизбежны, как следствие необходимой индустриализации и урбанизации и они были решаемы и временны. Важно было понять и осмыслить эти проблемы, что фильм "Афоня" и помог сделать.

Кроме "Афони" следует отметить антиутопию "Кин-дза-дза", которым Данелия ярко показал системные пороки капитализма, который неизбежно приведет человечество к тому "горькому катаклизму", который показан в гениальной трагикомедии. И все, над чем смеялись тогда, мы сейчас воочию можем увидеть сейчас вокруг себя в России, где правительство РФ живет словно на другой планете, превращая Россию в непригодную для жизни пустыню.

Но это был далекий взгляд Данелии в будущее. Ближний взгляд в будущее виден на примере фильма "Настя", сценарий к которому писался в 1991 году, сам фильм снимался в 1992 году, а на экраны вышел в 1993 году. Вот, что об этом пишет сам Данелия в своей книге "Кот ушел, а улыбка осталась":

Действие сказки мы перенесли из конца шестидесятых в 91 год. Современность решили показывать гротескно. Но действительность обгоняла нас. И то, что вчера казалось перебором, сегодня становилось реальностью.

Придумали: на улицах и во дворах города крышки от люков украли и сдали на металлолом.

А когда выбирали место съемки и попросили дворника показать, где у них люк, у люка не было крышки.

— А где крышка?
— Унесли. Сейчас все железное несут.
— А где у вас еще люк, нам нужен с крышкой.
— Люк вон, возле столба, но там тоже крышки нет. К тому времени воровали не только крышки от люков, но все, что могли унести, даже железнодорожные рельсы и электрические провода (многие городки и деревни остались без железнодорожного сообщения и без света).

Придумали: в магазине, где работает Настя, ничего, кроме ластиков, нет. А когда выбирали магазин, в котором будем снимать, там и ластиков не было, были только пластмассовые треугольники, скрепки и настольные бюсты вождей.

Придумали: в Москве с электричеством проблемы, свет дают только по четным дням, и когда Настя едет на работу в нечетный день, вагон трамвая по рельсам тащит на буксире БТР (бронетранспортер).


Осенью на Чистых прудах прицепили трамвай к БТРу, посадили Настю у окна, поставили камеру пониже, так, чтобы тротуар не попадал в кадр, дали сигнал, и БТР потащил трамвай. И выяснилось, что прохожие на нас никакого внимания не обращают, никто даже не взглянул. (Мы боялись, что будут останавливаться и глазеть.) А когда трамвай остановили, чтобы вошел наш герой Саша, которого играл Валера Николаев, от трамвайной остановки к нам побежали люди и попытались войти в вагон. Мы их не пускали:

— Товарищи, сюда нельзя, здесь киносъемка! Неужели вы не видите, что этот трамвай не действующий, киношный, его БТР тащит.
— Электричества нет, вот он и тащит. Наконец-то снизошли, о людях подумали!

<...>

Между прочим. Поскольку «Настя» добрая сказка, хотелось, чтобы город выглядел приветливо. А все строения в то время были потрескавшимися, облупленными, с грязными подтеками. Везде полно мусора. На улицах, особенно в центре, толпы продавцов. Прошла денежная реформа — и люди обнищали. Продавали все: посуду, одежду, книги, картины, украшения. Но, самое горькое, продавали ордена. Ордена, которыми так гордились в той жизни.

Придумали: солдат, у всех на виду, из танка сливает шлангом бензин в «жигуль» элегантной женщины.


Снимали эту сцену на смотровой площадке напротив МГУ. Снимали без света, длиннофокусным объективом, с тротуара, чтобы не останавливать движение (денег на милицию не было). Пока ждали солнца, к нашему «жигулю» начали пристраиваться в хвост другие легковушки, образовалась очередь.

— Прогнать? — спросил второй режиссер Юсуп Даниялов.
— Пусть стоят, — сказал Паша Лебешев. Он снимал этот фильм.

Последний из очереди, хозяин «Москвича», подошел к солдату и потребовал, чтобы больше двух литров в одни руки не наливал и отпускал бензин только машинам с московскими номерами.

— Это почему только с московскими?! — Из «Нивы» вышла плотно сбитая женщина в спортивном костюме. — Упыри столичные! — закричала она. — Всю страну америкосам продали, а теперь к армии присосались, паразиты!
— Алё, гражданочка, ты со словами поаккуратней, а то договоришься!..
— Ты меня не пугай, не те времена! Чирей ваша Москва на жопе страны!

Я понял, что пора вмешаться, и объявил в мегафон:

— Товарищи, бензин продаваться не будет. Это киносъемка!
— Какая еще киносъемка?
— Фильм снимается. Это актеры.
— А что ж вы раньше молчали? — возмутился водитель «Волги», который был в очереди первым.
— Погоди ты! Вы что, этот позор всему миру показывать собираетесь?! — заорал водитель «Москвича». — Не позволю! Только через мой труп!

Тут вышло солнце, и Даниялов взял у меня мегафон и объявил:

— Товарищи водители, быстро по машинам! Снимем этот кадр и всем нальем по два литра 93-го. Бесплатно!

Все, включая хозяина «Москвича», быстро сели по машинам.


То, что в сценарии Данелии казалось фантазией или преувеличением, на момент выхода фильма в 1993 году оказалось версией-лайт происходящего с нами в лихие 90-е. Или даже приукрашиванием действительности.

Лайкнуть на Дзен.
Tags: кино, память
Subscribe

Posts from This Journal “кино” Tag

  • Самый непонятый и непонятный фильм Георгия Данелия

    Недавняя смерть великого советского кинорежиссера Георгия Данелия всколыхнула интерес к его фильмам. Фильмам, которые несмотря на то, что были по…

  • И Зорге здесь ихние?

    Как в путинской РФ можно понять, что приближается День Победы? Очень просто: на ТВ, на главных каналах начинают активно показывать антисоветскую…

  • Обращение ветеранов-афганцев к Путину

    Я ранее уже писал про очередной возмутительный фильм Павла Лунгина "Братство", всероссийская премьера которого запланирована аж на 9…

  • "Братство" Лунгина и Мединский

    Набирает силу скандал с фильмом "Братство" Павла Лунгина, премьера которого планируется на 9 мая, на День Победы. Скандал вызван тем, что…

  • Посмотрел "Зеленую книгу"

    Это тот редкий случай, когда понятия оскароносность и хорошее кино совпали. Умеют американцы даже о своих преступлениях против человечности, а…

  • Про смерть Сергея Юрского

    Сегодня умер безусловно гениальный советский актер Сергей Юрский, которого зрители помнят по множеству выдающихся ролей от Остапа Бендера в…

  • Идеологические ловушки фильма "Т-34"

    Если кратко, то вполне зрелищно снято, красиво с использованием современных технологий. Историческая достоверность в общем соблюдена. Советские и…

  • Рассуждения у новогоднего телеэкрана

    В нашей семье нет российского телевидения вот уже года два, а потому на Новый год обошлись без боя курантов и поздравления Путина. Но на следующий…

  • Диалог Путина с либералом в фильме "Свидетели Путина"

    Неизбывная попаболь либералов, продолжающих иметь огромное влияние на политический дискурс России, несмотря на свою численную ничтожность, это миф…

promo burckina_new июнь 28, 22:04 119
Buy for 70 tokens
Я в старом своем блоге пытался привлечь внимание и организовать помощь одной семье из глубинки с ребенком с тяжелой степенью ДЦП. Понятно, что нет никаких шансов на выздоровление, что черноглазый, симпатичный Никитка всю жизнь обречен быть инвалидом-колясочником. Сайт с помощью которого они…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 40 comments