burckina_new (burckina_new) wrote,
burckina_new
burckina_new

По следам китайских «Моисеев»-2: Земельный вопрос.

Коллега wwold обратил внимание на один важный момент в По следам китайских «Моисеев»-2: Земельный вопрос.
Именно в такое общество могло превратиться Россия, идя путем Столыпина и НЭПа. Тупиковым путем к мальтузианской ловушке.

Чтобы продолжить повествование о приключениях китайских «Моисеев» - нужно осветить ещё один вопрос, без которого невозможно понимания происходящих событий, в то время как вставка его в основное описание – существенно перегрузит текст. Итак, перефразируя Булгакова можно было заметить, что русский китайский крестьянин был хорошим, законопослушным человеком, но его испортил земельный вопрос.

В принципе, коммунисты Китая изначально двигались в парадигме классического марксизма, который делал ставку на индустриальных рабочих, которых в Китае было не густо. Ещё хуже было с их сознательностью. При этом Гоминьдан, который так же строился по большевистским лекалам – то же ориентировался на городское население, включая рабочих, с которыми умел работать. В общем, в конце 20-х коммунисты Китая битву за город проиграли. Не удивительно, что наиболее прозорливые члены партии стали искать другие революционные силы, присутствующие в стране. И таковые нашлись, ибо нет дыма без огня. Традиционно в Китае основным источником бузы – были крестьянские войны, имеющий под собой базис аграрного перенаселения. Тоже самое было и в этот раз, но со своей спецификой, отличной от российский реалий того времени.

Здесь дам выдержки из книги Александра Панькова «Мао Дзэдун», которые вполне подробно и доходчиво описывают сложившуюся ситуацию:

Ведь на самом-то деле ни в Хунани, ни в Хубэе и ни в Цзянси крестьянство по собственной воле против дичжу не восставало! Вслед за продвижением колонн Национально-революционной армии в деревнях усиливалось не спонтанное движение земледельцев-тружеников, а волнение люмпенов, то есть той части сельского населения, которая испокон веку рассматривалась самими крестьянами как наиболее деструктивный фактор их общественной жизни! Дело в том, что одной из характерных черт деревенской жизни в Китае был раскол общества не на дворян и крестьян, как в России, а на две другие, глубоко антагонистические части: имущую, включавшую в себя не только богатых, но и вообще всех, кто мог прокормиться, и неимущую, люмпенскую. Обрабатываемой земли в Китае из-за колоссального аграрного перенаселения на всех не хватало, так что даже арендатор, как бы беден он ни был, чувствовал себя счастливцем в сравнении с оборванцами, наводнявшими сельские дороги. Иными словами, пропасть между трудящимся земледельцем и люмпеном была колоссальной, во сто раз больше, чем между богатым и бедным крестьянином. Важную роль играло и то, что в Китае, как мы помним, никогда не существовало сословных разграничений (на «крестьян» и «помещиков»); все землевладельцы различались только по уровню имущественного достатка: на дичжу (крупных и мелких) и крестьян (нунминь).Это, конечно, не значит, что внутри самого класса земледельцев противоречий не было, но все они обычно отступали на второй план перед люмпенской опасностью. Последняя грозила всем крестьянам грабежом и насилием, а потому перед ее лицом даже безземельные арендаторы, как правило, предпочитали вставать на сторону хозяев земли.

Кровнородственные связи крестьян были сильнее их классового сознания. Тем более что своих арендаторов — членов клана богатые общинники не сильно эксплуатировали, сдавая им землю, как правило, на льготных условиях. Нередко бедные родственники имели право даже на выгодную аренду земель, находившихся в коллективной клановой собственности. Пользовались они и протекцией со стороны боевых дружин (так называемых миньтуаней —«народных отрядов»), находившихся на содержании деревенских верхов. А это было особенно важно. И не только при столкновении крестьян с бандитами-люмпенами, но и при острых межклановых конфликтах, случавшихся довольно часто, особенно в тех волостях на юге Китая, где существовало традиционное разделение общества на богатые и бедные кланы. К бедным кланам, как правило, относились патронимии, переселившиеся в южные провинции с севера много веков назад, но так и не ассимилировавшиеся (ни в культурном, ни в бытовом отношениях) с местными жителями. Южане и в XX веке презрительно именовали их хакка (так на диалекте самих пришельцев звучит слово кэцзя— гости). Тем же словом, хакка, называли и всяких других переселенцев. В целом в Китае тех, кто относился к хакка, насчитывалось свыше 30 миллионов человек, но их кланы были разбросаны по большой территории Южного Китая — от Сычуани на западе до Фуцзяни на востоке. Хозяйские кланы ( бэньди —коренные жители) не пускали пришлых на плодородные земли, и те вынуждены были жить в горных, мало пригодных для сельского хозяйства местах. Вследствие этого им из века в век приходилось арендовать землю у старожилов, которые, разумеется, не упускали возможности нажиться за счет мигрантов. Четверть же пришлого населения вообще не имела работы. Эти люди либо занимались бандитизмом, либо нищенствовали. Бедность среди хакка была такая, что в большинстве семей даже рис считался деликатесом. Ели его не более трех месяцев в году. Но страшнее нужды было каждодневное унижение. Коренные жители презирали их за многое: за то, что разговаривали на своем диалекте, что женщины их никогда не бинтовали ног, а главное — за то, что когда-то, пусть и давным-давно, хакка «предали» свою малую родину. «Уйдя с насиженных земель, они проявили неуважение к памяти своих предков, — рассуждали бэньди. —Как же можно уважать таких людей!» Понятно поэтому, что угнетенные кланы время от времени восставали, и тогда война шла не на жизнь, а на смерть, часто до полного истребления той патронимии, которая оказывалась слабее

Люмпен-пауперская опасность, конечно, сглаживала межклановые противоречия, но совсем их не устраняла, и то, что жизнь в Китае не превращалась в беспрерывную войну кланов, объяснялось во многом тем, что у всех крестьян был помимо люмпенов и еще один общий враг — государство. От него, вернее от его налогов, алчных чиновников и милитаристов-олигархов, страдали все: и те, кто владел землей, и те, кто ее арендовал: ведь при повышении уровня налогового обложения собственники земли — налогоплательщики вынуждены были взвинчивать ренту. Ситуация была вопиюща: опираясь на военную силу, милитаристы буквально грабили сельское население. Налоги, в том числе не только земельный, но и десятки дополнительных (на ирригацию, борьбу со стихийными бедствиями и т. д.), росли не по дням, а по часам. А брали их обычно за несколько лет вперед (в конце 1925 года, например, в некоторых уездах Хунани земельный налог был собран уже за 1931 год!). То и дело производились поборы, крестьян заставляли преподносить подарки чиновникам, устраивать для них дорогие застолья, выполнять другие повинности. Беспредел был на руку только той части деревенских верхов, которая в силу родственных или иных каких-либо связей пользовалась покровительством бюрократии и армейских чинов.

В общем, не удивительно, что Мао нашёл в деревне много горючего материала. Не сразу, а путём проб и ошибок он подобрал ту консистенцию, которая превратилась в силу, способную смести в лица земли не только внешних, но и внутренних врагов. Но коммунисты и в частности Мао в данном случае послужили не столько источником пожара – сколько силой, способной обуздать и направить в нужное русло разрушительную энергию хаоса, разбушевавшуюся в китайской деревне. По большому счёту, они возглавили крестьянскую войну традиционную для аграрного Китая, а это значит, что в их руки попал тот мощный ресурс, который не раз перекраивал историю страны в прошлом. Перекроил он и в этот раз. Впрочем, путь к победе был долог и труден.

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Всем привет!

    Данный блог является продолжением моего блога burckina_faso. Тематика и политика его ведения остаются прежними. Это статистика, демография, история…

  • Что ужаснее: депортация или эвакуация?

    В связи с темой депортаций при Сталине постоянно звучит упрек о их особой жестокости депортации. Будто при царях в ПМВ она было белой и пушистой.…

  • Реакция на слова Серебрякова

    Показала, что он оказался не так уж далек от истины. Многие бросились примерять на себя выданные тем нелестные характеристики. И многим этот…

  • Угадай: в какой стране ликвидировали колхозы?

    На примере экспорта сельхозпродукции и продуктов питания. Сперва структура экспорта РФ за 2016 год, где ликвидировали колхозы: А вот экспорт…

  • Молочная война с Белоруссией

    Россельхознадзор грозит запретить ввоз молока из Белоруссии при том, что именно она является крупнейшим импортером молочки в Россию, которая давно…

  • Любимый гитлеровец Рамзана Кадырова

    В свете продолжающихся проклятий Кадырова в адрес Сталина неплохо бы знать всю историческую правду, а не только ту часть, что устраивает Кадырова.…

promo burckina_new august 28, 2016 22:04 79
Buy for 70 tokens
Я в старом своем блоге пытался привлечь внимание и организовать помощь одной семье из глубинки с ребенком с тяжелой степенью ДЦП. Понятно, что нет никаких шансов на выздоровление, что черноглазый, симпатичный Никитка всю жизнь обречен быть инвалидом-колясочником. Сайт с помощью которого они…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments